На ваш номер мобильного телефона отправлен SMS-код

Офисы/банкоматы 8 800 301-91-91

Год назад Датабанк запустил процесс ребрендинга — серьезное испытание для любого бизнеса и, особенно, для такого «информационно чувствительного», как банковский. Уже поэтому было интересно проследить, как это событие отразится на банке. Анализ показал, что Датабанк не только не утратил своих позиций, но и, несмотря на пандемию в 2020 году, показал хороший рост. В том числе, в тех показателях, где такой фактор как «доверие» является очень существенным — в объеме привлеченных во вклады средств юридических лиц и населения.


банк.jpg



2019 год

 
Проанализировать и сравнить два периода — 2019 и 2020 — представляется правильной идеей не только потому, что за 2019 год есть показатели, дающие объективную картинку за привычный временной цикл, но и потому, что в 2020 году важнейшим экономическим фактором стала пандемия коронавируса, отразившаяся в том числе и на банковском бизнесе.

 
В 2019 году для Датабанка (в тот период Ижкомбанка) важнейшим событием стал собственный ребрендинг. Готовность менеджмента и умело осуществленный переход к работе под новым наименованием позволили банку стабильно отработать весь год. Сейчас очевидно, что время для ребрендинга было выбрано очень удачно, хотя, вероятно, был соблазн совместить его с 30-летием банка, которое отмечается в этом году. Ребрендинг, юбилей и пандемия сразу — это уже чересчур.

 
Вообще, если смотреть исключительно на финансовые показатели, то никакого следа «ребрендинговой лихорадки» мы там не увидим. Наоборот 2019 год был на редкость спокойный, благоприятный для банка. Как следует из данных банковского рэнкинга рейтингового агентства Expert, активы банка за прошлый год увеличились на 3,6% (до 12,3 млрд рублей), ссудная задолженность без учета размещенных межбанковских кредитов (депозитов) на конец года оставалась практически на том же уровне, что и год назад (разница составила менее 100 млн рублей при абсолютной величине более 6,5 млрд рублей). При этом большую часть кредитного портфеля (более 4,5 млрд рублей), как и прежде, составили наименее рискованные корпоративные кредиты. Банк вошел в сотню лучших российских банков по рентабельности балансового капитала.

 
В прошлом году в банке росли остатки на счетах как физических (увеличение почти на 400 млн рублей за год), так и юридических лиц (+220 млн рублей за год).

 
Датабанк отлично поработал в интересах не только клиентов, но и акционеров. Годовая чистая прибыль выросла почти на 50 млн рублей (+27%), а процентные доходы (основной вид доходов банка) увеличились с 570,2 млн рублей до 649,7 млн рублей.
Показатели банка выглядят хорошо, как относительно собственных показателей за предыдущий год, так и относительно рынка в целом. Во-первых, об этом говорит тот факт, что Датабанк уверенно входит в первые 200 (из 407) банков страны по всем главным показателям, а по некоторым — в первую сотню, что для регионального банка (пусть и нацелившегося на масштабирование) замечательно. Во-вторых, у банка впечатляющие показатели финансовой устойчивости и надежности вложений. Например, показатель покрытия кредитного портфеля залогом в виде имущества составляет 154%. Аналогичный показатель Сбербанка составлял на начало текущего года 125%, ВТБ — 47%, Газпромбанка — 95,9%. Показатель покрытия портфеля обеспечением (с учетом гарантий и поручительств) у Датабанка составлял 366% (на уровне ведущих кредитных учреждений страны).
Темп прироста кредитного портфеля в прошлом году был также вполне рыночным — 4,1% по кредитам для предприятий и 2,2% по кредитам для физлиц (в этом сегменте банк делает ставку не на высокорискованные потребительские кредиты, а на кредиты с обеспечением — ипотекаавтокредиты, кредиты на цели рефинансирования и прочие потребительские кредиты для участников зарплатных проектов банка). Эти показатели также на уровне лучших банков страны.

 
2020 год

 
Год, в котором Датабанк встречает 30-летие, выдался таким, каким никто не ожидал, в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Беспрецедентная в новейшей экономической истории страны и мира ситуация, когда транспортное сообщение между странами и внутри России фактически остановилось, бездействовали целые отрасли экономики, а многим видам бизнеса (включая банки) пришлось существенно сократить офлайновое обслуживание клиентов и перейти в онлайн. Разумеется, эта ситуация отразилась на финансовых показателях банковского сектора, но в случае с Датабанком темпы роста остались прежними.
Очевидно, что, как и во время других кризисов, которых банк немало пережил за свою 30-летнюю историю, снова оправдалась стратегия, нацеленная на минимизацию рисков и развитие направлений бизнеса, где прибыльность и риски вложений хорошо сбалансированы.

 
Среди таких направлений, например, ипотечное кредитование и кредитование малого бизнеса.
На начало года банк занимал 31 место (34 — год назад) в рэнкинге банков по объему кредитов, выданных предприятиям МСБ (малый и средний бизнес), — более 5,5 млрд рублей за 2019 год. И 35 место по величине кредитного портфеля субъектам МСБ. Надо понимать, что кредиты МСБ относятся к ликвидным (они обеспечены надежными залогами и гарантиями).

 
Аналогично с ипотекой — для банковского бизнеса это очень хорошие, надежные кредиты. Пусть ставка по ним не так высока, но и риски невозврата низкие, поскольку ипотека выдается под залог приобретаемой или имеющейся недвижимости. В рейтинге ипотечного кредитования РА Expert Датабанк занимает 42 место по объему выданных в 2019 году кредитов (250 млн рублей за год) и 41-е по величине ипотечного портфеля (491 млн рублей).
В условиях ограничений, связанных с распространением коронавируса, Банк постарался оперативно перестроить свою работу. Многие клиентские операции перетекли в онлайн, и Банк был к этому готов. Статистика клиентских операций подтверждает увеличение дистанционных платежей и рост количества клиентов, использующих мобильные приложения Банка.

 
На 1 сентября 2020 года Датабанк располагался на 170 месте рэнкинга РА Expert по размеру активов и с очень хорошими темпами роста: 12,6 млрд рублей, прирост более 11,5% за год. Собственные средства банка на ту же дату превысили 1,4 млрд рублей (рост на 8,1% за год). Кредитный портфель с начала года увеличился на 667 млн рублей (+10,1%) до 7,2 млрд рублей.

 
Очень оптимистично выглядит динамика остатков на счетах предприятий и физических лиц в Датабанке: они выросли до 2,7 млрд рублей (+14,7% и 177 место в рэнкинге) и до 8,2 млрд рублей (+10,7% и 107 место в рэнкинге) соответственно.

 
Принимая во внимание тот факт, что ставки по вкладам за последнее время достигли рекордно низких значений, последний показатель может, с одной стороны, характеризовать снижение деловой активности, а с другой, что более верно, доверие к банку! Как видно, на доверии клиентов не отразились ни ребрендинг, ни пандемия.

 
Андрей Пономарев, директор Датабанка


Мы хорошо отработали прошлый год — выросли доходы, прибыль увеличилась почти на 30%, рос кредитный портфель и остатки на счетах. Мы очень старались в этот юбилейный год, и он, несмотря на все испытания, получился неплохим. Понятно, что пандемия серьезно скорректировала наши планы. Прежде всего, в части расширения. Наша новая стратегия предусматривает открытие отделений в новых городах, и мы планировали начать это уже в текущем году. Но поскольку открыть отделение удаленно невозможно, то реализация наших планов пока отложена. Возможно, они воплотятся в какой-то иной форме.
Что касается нового имени, то за прошедшее время мы увидели положительную реакцию на него как клиентов, так и сотрудников, и … даже совсем посторонних людей. Я лично получаю огромное количество положительных отзывов — в том числе из Москвы и других городов. Имя нравится! Например, в Перми (а опыт работы этого отделения стал для нас решающим аргументом в пользу ребрендинга) мы видим, что восприятие банка в целом и конкретных наших продуктов потенциальными клиентами изменилось в лучшую сторону. И это значит, что мы все сделали правильно!